Десантура.ру
На главную Поиск по сайту Техподдержка
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Главная  |  Карта сайта  |  Войти  |  Регистрация

Опрос посетителей

Перевод факультета специальной разведки из Новосибирска в Рязань*






Включение училищ связи и автомобильного в состав РВВДКУ*






Будущее РВВДКУ*






  


Парашутки - парашютные шутки

Ветераны

Кодорское ущелье

После ухода основных сил полка я со своей ротой остался контролировать вход в Кодорское ущелье у населенного пункта Хаиши. В одну из ночей к нам вышел потрепанного вида мужчина. Сказал, что родом из Харькова и в 1986 году приехал в Кодоры на заработки, но местные жители - сваны - отобрали у него паспорт, и все это время он, по сути, был у них в рабстве, работая за выпивку и еду. Он рассказал, что на нескольких базах в ущелье находились порядка 2,5 тысячи грузинских военных и большое количество техники, включая танки, «Шилки», американские внедорожники «хаммер» и минометы. И что всю зиму грузины с помощью техники чистили ведущую в Кодорское ущелье дорогу, чтобы в любой момент можно было перебросить туда подкрепление и боеприпасы...


Югославия / Миротворческие операции в Косово (1998-1999)

Уважаемые ветераны-десантники - участники военных конфликтов и миротворческих операций!

В этом разделе, мы хотим собрать ваши воспоминания.
Мы хотим показать войну и вооружённые конфликты глазами её непосредственного участника - солдата. Без политики и идеологии - только голую правду.
Если Вам есть что сказать и Вы желаете поделиться своими воспоминаниями - присылайте свои тексты и фотографии.
Они будут опубликованы под Вашей фамилией в разделе "Ветераны". Мы поможем их литературно обработать, исправим грамматические и стилистические ошибки.

Ведь человеческая память не вечна, а с годами забываются подробности. Давайте вместе сохраним для будущих поколений нашу Память.



15.05.2004

Захват аэродрома Слатина в Косово

ПАВЛОВ Сергей Евгеньевич

Полковник, командир миротворческого батальона российских войск в Боснии и Герцеговине (Югославия). В 1999 году его батальон после скрытного марша по территории Югославии провёл захват аэродрома Слатина в Косово.
Награждён орденом Мужества, медалями.


Перед броском

В те дни, когда в Косово разворачивались драматические события, мы, военнослужащие российской миротворческой бригады в Боснии и Герцеговине, внимательно следили за происходящим по соседству. Круглосуточно бомбардировщики стран альянса пролетали на бомбежки Сербии как раз над нашим базовым районом. 10 июня около 14 часов меня вызвал на связь командир бригады полковник Николай Игнатов и сориентировал о возможном марше батальона на большое расстояние. Он приказал к 18 часам прибыть в штаб бригады для постановки задачи.

"Прибыв в штаб бригады, получил от командира боевое распоряжение: батальону в качестве передового отряда предстоит совершить 620-километровый марш и к утру 12 июня захватить аэродром Слатина в 12 километрах юго-западнее Приштины. Время готовности к маршу было определено 3.00 11 июня. Таким образом, в моем распоряжении на подготовку было 8 часов, из них светлого времени суток - 3 часа.

Прибыв в Симин-хан, убедился, что под руководством начальника штаба майора Вадима Полояна люди готовились спокойно, без суеты. Поспать в эту ночь не довелось никому, звонок аппарата ЗАС раздался в 5.00. Настало время действовать, и весь военный механизм заработал.

Батальон пошел. Уверенно, красиво, мощно.

Бросок

Марш начали на небольших скоростях. Я еще раз убедился в исправности техники, в умении водителей выдерживать установленные дистанции и скорость движения, провел радиотренировку. В районе сосредоточения нас ждали старший оперативной группы генерал-майор В. Рыбкин и командир бригады полковник Н. Игнатов.

Посовещавшись, мы решили оставить часть техники, чтобы "облегчить" колонну. У нас уже были достоверные данные о том, что передовые подразделения войск НАТО перешли границу Союзной Республики Югославии. Надо было спешить, поскольку преодолеть нам предстояло значительно более долгий путь, чем им.

Было раннее утро. Редкие прохожие-сербы, привыкшие к нашим войскам, особо не обращали внимания на нас. Колонна спокойно прошла Биелину, вышла на простор, и... началась гонка. Вскоре проскочили реку Дрину и оказались на территории Югославии.

Всякие мысли были в голове, но главная одна - успеть. Колонна шла на скорости 80 километров в час и выше по сложной трассе, которую и на "Жигулях" тяжело преодолеть, а не то что на боевой технике. И все это при 36-градусной жаре.

Весть о нашем появлении, видимо, мгновенно облетела всю страну. Стали появляться кинооператоры, толпы людей рукоплескали нам на улицах городов. Мужчины радовались, плакали женщины.

Времени оставалось все меньше и меньше. На одном дыхании пролетели Белград. Двигаться стало сложнее: дороги были заполнены колоннами выходивших из Косово югославских войск. Сербские военные чуть ли не из кабин вылезали, приветствуя наших солдат.

Ближе к полудню мы остановились для дозаправки. Меня подозвал генерал-майор В. Рыбкин и подвел к невысокому человеку с уставшим лицом. Это был генерал-лейтенант В. Заварзин. Он сообщил, что ему поручено обеспечить проводку батальона в Косово.

Опять в путь, вперед и только вперед. Я подумал о том, что теперь о нашем появлении в Югославии знают все в мире. Представил, какая паника творится в натовских штабах, как вытянулось лицо у "нашего" американского командира в Боснии Кевина Бернса, когда у него из-под носа незаметно ушел российский батальон.

Косово

Пересекаем административную границу края Косово. Мы почти у цели. Главное впереди - аэродром. Успеть, только бы успеть. Подходим к столице Косово Приштине. Два часа ночи, а на улицах все население города. Что же тут началось! Стрельба из стрелкового оружия, взрывы петард, взлетают сигнальные ракеты, толпы на тротуарах, крики, свист, повсюду вспышки фотоаппаратов, на дороге люди встают на колени перед бронетранспортерами. Боже мой! Что делать? Ведь они нас не пропустят. Даю команду всем закрыть люки, движение не прекращать.

Часа через полтора выбираемся наконец-то из Приштины. Впереди - Косово Поле. Историческое, святое для сербов место, как для нас Бородино или Куликово поле. Нас все также не "выпускают" сербы, сопровождают десятки машин и мотоциклов. Останавливаемся, еще раз уточняем задачу по захвату аэродрома, заслушиваем разведчиков и вперед. Вот он долгожданный, самый ответственный момент. Батальон, как пружина, снятая со стопора, срывается с места и вперед к аэродрому. Беспрерывно поступают доклады командиров. Заслушиваю, коротко даю указания. Переживаю, как бы не нарвался кто-нибудь на минное поле. Схем-то минных полей у нас нет, а их тут видимо-невидимо: постарались и сами сербы, и все кому не лень. Изо всех сил стараются саперы подполковника А. Морева: ведут инженерную разведку, проделывают проходы, но все равно риск велик - темень-то непроглядная.

Периодически раздается беспорядочная стрельба, где-то слышны разрывы мин. Обстановка запутанная: отходят сербы; то в одном, то в другом месте появляются бойцы албанской Освободительной Армии Косово, небо озаряется осветительными ракетами, трассами пуль, эфир переполнен докладами командиров подразделений. Здорово работают разведчики майора С. Матвиенко: не представляю, как в этом месиве можно разобраться и выдать четкую информацию! Действительно, без разведки никуда.

Вскоре обозначился первый успех: командир взвода старший лейтенант Н. Яцыков доложил о захвате узла дорог на юго-востоке аэродрома. Важный для нас успех, так как с этого направления давят оаковцы, ведь оттуда должны подойти англичане. Теперь Яцыкову надо "зарыться" в землю и держать дороги, пока мы, все остальные, будем делать свое дело. Докладывает командир роты майор А. Симаков: два взвода его роты под командованием старших лейтенантов П. Качанова и А. Мушкаева пробились к взлетно-посадочной полосе. Отлично! Теперь надо развить успех и без промедления наступать дальше: напористо, дерзко... и очень осторожно. В эфир врывается голос командира 4-й роты майора В. Ковалева: рота вышла на указанный рубеж, захватив здание аэропорта. Молодец Ковалев! А затем один за другим идут доклады: старший лейтенант А. Кийко захватил склад ГСМ, старший лейтенант Д. Рыбенцев бьется за жилой городок, взвод капитана С. Вахрушева заблокировал тоннель, старший лейтенант Д. Замиралов захватил пункт энергоснабжения. Пока все идет по нашему сценарию. Главное - не упустить инициативу, правильно использовать внезапность - всех ошеломить, захватить жизненно важные объекты аэродрома, закрепиться и держаться до прибытия главных сил.

Начинает светать. С рассветом осознаем, насколько велик аэродром: взлетно-посадочная полоса длиной 2500 метров, масса рулежных дорожек, ангаров, оборонительных сооружений, причем исполненных исключительно толково и мощно, огромный жилой городок. И почти все заминировано.

Только сейчас понимаем насколько нас мало. Как удержать эту махину? Ведь нас-то всего двести штыков, а для захвата и удержания такого аэродрома нужен как минимум полк, с артиллерией, средствами ПВО, подразделениями обеспечения. Значит, каждому выпадает нагрузка целого отделения. Что ж, будем держаться.

Подумалось, какие же молодцы все-таки наши солдаты. Молодые ребята, в жизни еще ничего толком не испытывали, не попадали в переделки, а тут наяву, на твоих глазах делают историю. Меняются времена, приоритеты, ценности, но никогда не изменится суть нашего народа - есть все-таки в наших людях какой-то стержень. Да, хорошие воины англичане, французы, итальянцы, внушительно смотрятся американские двухметроворостые негры-"качки". Но нет в них того, что есть в нашем, порой невзрачного вида солдатике из рязанской или вологодской глубинки. Не понимают они, что такое "надо" и как это, когда "через не могу".

Кто пришел первым, тот и уносит добычу

К пяти часам утра 12 июня аэродром был взят. Теперь главная задача - закрепиться, создать систему охраны и обороны. Солдаты валятся с ног, но надо держаться, надо "закопаться" в землю, укрыть технику, подготовить запасные позиции. В 7.30 утра поступил с наблюдательного поста первый доклад о выдвижении английской колонны. Вот и дождались. Чуть позже начальник одного из постов, старший лейтенант Н. Яцыков, докладывает, что боевое охранение англичан пытается прорваться к аэродрому, но не таков Яцыков, чтобы кого-то пропустить. Выдвигаюсь к посту и наблюдаю картину: стоит поперек дороги наш БТР-80, преграждая дорогу английскому парашютно-десантному батальону. В стороне стоит старший лейтенант Н. Яцыков и что-то объясняет английскому офицеру. У того на лице изумление: откуда тут русские и почему это их, англичан, не пропускают? А не пропускают потому, что они опоздали. Как говорится у нас в народе: "Кто раньше встает, тому Бог дает". А может быть, точнее когда-то сказал древний: "Кто пришел первым, тот и уносит добычу". Теперь мы вам будем диктовать условия.

Позднее появляется английский бригадный генерал. Тоже изумлен, хотя более спокоен. Знакомимся, объясняемся. Докладываю генералу В. Рыбкину обстановку и сопровождаю английского комбрига в наш штаб на переговоры. Вот так мы встретились с натовцами. А потом прилетал на переговоры командующий Объединенными войсками английский генерал Майкл Джексон, другие начальники. И переговорам этим не было конца.

А мы делали свое дело: изучили аэродром, организовали систему охраны и обороны. В течение первых двух-трех дней мы уже основательно обосновались, даже баню оборудовали. Здание аэропорта было полуразрушено, в крыше зияли огромные дыры, повсюду торчали провода, под ногами груды битого стекла и бетона. Но над всем этим гордо реяли два флага - российский и ВДВ. И это нас обязывало и придавало сил. И мы работали. Круглые сутки. А еще ждали подкрепления.

Но не суждено было дождаться скоро, поскольку наши бывшие "братья по соцлагерю" не дали нашим самолетам из России "коридора" для пролета. По ночам не давали покоя бойцы ОАК и местные партизаны, которые нас провоцировали, всячески угрожали и постоянно держали на прицеле.

Вскоре мы получили радостное известие - начинается переброска главных сил из России в Косово, причем комбинированным способом - по воздуху и морем. Пришел долгожданный день, и мы встречаем наши самолеты с десантом из России...

...Наступил момент возвращения в Боснию. Провожали нас торжественно, с большой благодарностью. Подводя итог, скажу: нам выпала великая честь. Мы задачу выполнили и гордимся этим. Будь на нашем месте другие, уверен, и они бы выполнили эту задачу, поскольку так было надо.

источник информации: "Российская газета" - Федеральный выпуск №3265 от 30 июля 2003 г.


Возврат к списку


Страницы: Пред. 1 2
гв.р. Alexey
Цитата
Ural пишет:
203 десантника - получили государственные награды.

Насколько я помню на сайте МО была:

Медаль "Участнику марш-броска 12 июня 1999 года Босния-Косово".
Ural
гв.р. Alexey
Нет, не эта, эта от министра, а была от Командующего.
Раздел по наградам ВДВ.

Сейчас вообще раздела по наградам всего МО на сайте МО нет.
akrobat74
почему то насчёт "приехать и занять" ни кто не обратил внимание на фразу цитирую - "И почти всё заминированно" Удивительно... или я что то пропустил?!
Sobiratel78
Извините!
Ural
Бездействие после - никак не вина ВДВ. А остальное не относится к тематике форума.
Sobiratel78
Модератор Удалите все мои сообщения!
Ural
Не относяшиеся к теме сообщения удалены.
evgenyi80
Все скептические комменты и критику операции перекрывает мощный психологический эффект в международных масштабах(Хоть и пугать-не прямая функция ВДВ и приказ другой и задача другая были поставлены). Ведь если пойти от обратного и представить что марша не было...А так внезапное напоминание военным альянса "что они не одни".И в памяти английских командиров этот эпизод останется на долго.
Цель оправдывает средства. И она была достигнута!
evgenyi80
d30,
Работаю охранником на автостоянке,мне стало известно о планируемом рейдерском захвате стоянки. Я,поторопился,приготовился. "Принял гостей"(что было для них полной неожиданностью).Позже все таки "захватили" стоянку цивилизованно-мирно юридическими бумагами но это другая история...
unknown04
Забейте. Не было захвата.
X-factor
м-м-м-да...Забавно...

Цитата
unknown04 пишет:
Цитата

...типа :"Леч, встать!". Значит руководство глупое. Послали батальон на 620 км...а потом передумали. Да, действительно, десантники задачу выполнили. Но кто-нибудь мне объяснит смысл этой "задачи"? Следующий раз додумаются послать дивизию на берег Индийского океана "сапоги помыть". А приказы, как известно, не обсуждаются.
Вот именно не обсуждаются!И эти парни,как обычно, с блеском выполнили поставленную задачу:заняли указанные позиции,обломав тем самым планы НОТО...Честь им за это и хвала!
Каковы задачи?
Они очевидны:
Слатина-единственный аэродром в этом регионе(ближайший в г.Скопье в Македонии) с ВПП способной принять военно-транспортные самолёты. Как известно, после бомбардировок и решения ввести миротворческий контингент, нас (Россию)туда не звали,ибо совсем не считались с мнением Москвы по проблеме Косово. А когда пришла НАТОвская колонна в "свой" сектор ответственности и утёрлась,увидев голубые береты,флаг ВДВ и триколор на здании аэропорта,-пришлось считаться(переговоры и всё такое). Более того, пришлось им ещё и чехлить за КАЖДЫЙ посаженый борт без триколора на фезюляже и без надписи Ил-76.И суммы эти были не пустяшные, в сравнении со стоимостью горючки на 620 км.,за которую здесь кто-то так волновался...И бортов пиндосовских принималось позже немеренно и ежедневно,лично видел.Им ведь тоже надо было быстрее тащить всё своё барахло и л.с.! Морем-долго,из Македонии-дорого и долго.Только прежде чем им это позволили,именно позволили(в результате переговоров), село немало 76-х с личным составом,техникой,стройматериалом и т.д. На территории аэродрома был развёрнут штаб РВК,склады и прчее...
В итоге мы развернулись быстрее них,придя позже,поимели "козыри" на переговорах,срубили немножко денег ,но самое главное-утёрли нос пиндосам вооружённым до зубов и откусили неслабый кусок пирога,на который нас не звали!
ВДВ всегда не острие копья!Эта операция не стала исключением.
А ушли они ,когда в их присутствии не осталось нужды...
Красавцы они! Были есть и остаются!
Ural
Цитата
X-factor пишет:
м-м-м-да...Забавно...
Вот именно не обсуждаются!И эти парни,как обычно, с блеском выполнили поставленную задачу:заняли указанные позиции,обломав тем самым планы НОТО...Честь им за это и хвала!
Каковы задачи?
Они очевидны:
Слатина-единственный аэродром в этом регионе(ближайший в г.Скопье в Македонии) с ВПП способной принять военно-транспортные самолёты. Как известно, после бомбардировок и решения ввести миротворческий контингент, нас (Россию)туда не звали,ибо совсем не считались с мнением Москвы по проблеме Косово. А когда пришла НАТОвская колонна в "свой" сектор ответственности и утёрлась,увидев голубые береты,флаг ВДВ и триколор на здании аэропорта,-пришлось считаться(переговоры и всё такое). Более того, пришлось им ещё и чехлить за КАЖДЫЙ посаженый борт без триколора на фезюляже и без надписи Ил-76.И суммы эти были не пустяшные, в сравнении со стоимостью горючки на 620 км.,за которую здесь кто-то так волновался...И бортов пиндосовских принималось позже немеренно и ежедневно,лично видел.Им ведь тоже надо было быстрее тащить всё своё барахло и л.с.! Морем-долго,из Македонии-дорого и долго.Только прежде чем им это позволили,именно позволили(в результате переговоров), село немало 76-х с личным составом,техникой,стройматериалом и т.д. На территории аэродрома был развёрнут штаб РВК,склады и прчее...
В итоге мы развернулись быстрее них,придя позже,поимели "козыри" на переговорах,срубили немножко денег ,но самое главное-утёрли нос пиндосам вооружённым до зубов и откусили неслабый кусок пирога,на который нас не звали!
ВДВ всегда не острие копья!Эта операция не стала исключением.
А ушли они ,когда в их присутствии не осталось нужды...
Красавцы они! Были есть и остаются!
То есть, пацаны метнулись и первыми заняли чужую поляну, а потом поставили всех на счетчик? Не кажется, что это что-то из бандитских сериалов?
Прочие псевдополитические рассуждения искренне повеселили. "Планы НОТО" включали массу логистических схем и помимо Приштины, т.к. успешно обеспечивали силы на Балканах и до этого "захвата" и после него.
Задавить наскочивших явно могли, но смысл? Сами ушли. Сдав все по описи. Включая кусок непереваренного пирога, который попытались откусить, хотя не звали.
В сухом остатке, кроме кислого пиара - ничего. Да, оказывается, кто-то еще " срубил немножко денег "...
Des
Цитата
X-factor пишет:
Только прежде чем им это позволили,именно позволили(в результате переговоров),
село немало 76-х с личным составом,техникой,стройматериалом и т.д. На территории
аэродрома был развёрнут штаб РВК,склады и прчее...
не буду спорить, но озвучено было как-раз обратное - аэродромом этим Россия воспользоваться не сумела, т.к. Украина, Болгария и другие страны, не разрешили пролёт через своё воздушное пространство самолётов с десантом, поэтому первый российский контингент в Косово отправили морем, а аэродром отдали по тихому тем же натовцам.
Гоша С.
Цитата
Des пишет:
Цитата
не буду спорить, но озвучено было как-раз обратное - аэродромом этим Россия воспользоваться не сумела, т.к. Украина, Болгария и другие страны, не разрешили пролёт через своё воздушное пространство самолётов с десантом, поэтому первый российский контингент в Косово отправили морем, а аэродром отдали по тихому тем же натовцам.
Здесь, дядь Саш, тоже свои нестыковки имеются. Представим на минуту, ну отправили бы те ИЛы через Украину и Болгарию не спрашивая никаких разрешений – какие проблемы? Ни Украина, ни Болгария даже не вякнули бы… Даже рта бы не открыли.
Саботажники были в самых верхах РФ, потому и отправили контингент морем, а аэродром сдали по-тихому. И озвучено было (заметьте, формулировка очень точная – не «отрапортовано», а «озвучено»), мол “Украина и Болгария не пустили”. Забыли проконсультироваться с Украиной и Болгарией... Угу. А раньше, стало быть консультировались и каждый раз разрешения спрашивали. Да в такую-то лажу даже самый фанатичный нацбол не поверит.
Des
Цитата
Гоша С. пишет:
Забыли проконсультироваться с Украиной и Болгарией... Угу. А раньше, стало быть
консультировались и каждый раз разрешения спрашивали
Раньше, это в советские времена? Против СССР та же Болгария вякнуть не посмела бы, а теперь она член НАТО со своим гонором. А незаявленные борты считаются нарушителями и могут просто быть сбитыми ПВО.
Гоша С.
Цитата
Des пишет: Раньше, это в советские времена? Против СССР та же Болгария вякнуть не посмела бы, а теперь она член НАТО со своим гонором. А незаявленные борты считаются нарушителями и могут просто быть сбитыми ПВО.
Даже если бы Бандера чудесным образом был воскрешён и избран вторым президентом Украины вместо Кучмы, то всё равно ПВО никто бы не стал подключать. Потому что была тогда, есть и сейчас Объединённая система ПВО СНГ, в которую эта самая Украина входила и входит. Процедура такова, что никаких разрешений спрашивать (русским у украинцев) не надо, достаточно просто проинформировать, т. е. поставить перед фактом. Так что Украину можно сразу вычёркивать. А ту же Болгарию, с большим скрипом, приняли в НАТО только в 2004, аж через пять лет после описанных событий. Кстати многие болгары (да и югославы тоже) до сих пор считают это предательством со стороны России, дескать “русские не предложили вступать в ОДКБ, вот мы и подались в НАТО. А что нам оставалось делать?”
Sobiratel78
Если бы мы тогда не вошли в Косово то сербов погибло бы меньше!!!! Т.К многие остались не стали убегать в Сербию а остались в надежде на то, что Российские миротворцы остановят "вырезку" Сербского населения.
genacvaly
Цитата
d30 пишет:
Меня особенно нравятся фразы- захватили здание аэропорта,склад ГСМ, пункт энергоснабжения. А кто оборонял эти объекты, кто противился захвату этих объектов. Не лучше ли написать -приехали и заняли склад и пункт. И вообще это хулиганская выходка была жалким пиар ходом по сохранению лица Россией, которую она потеряла в ходе этой войны.
Занято было не только здание аэропорта, а ещё подземный ангар в скале с командно диспетчерским пунктом в 17 ярусов, который строили Советсккие метрополитеновцы и это все до сих пор в руках Российских войск!
Старик
Если бы не вошли в Приштину, то не обнадежили бы сербов, и они эвакуировались бы. А в реале их бросили, они не успели эвакуироваться, и мало кто остался в живых ...
Старик
Цитата
не буду спорить, но озвучено было как-раз обратное - аэродромом этим Россия воспользоваться не сумела, т.к. Украина, Болгария и другие страны, не разрешили пролёт через своё воздушное пространство самолётов с десантом, поэтому первый российский контингент в Косово отправили морем, а аэродром отдали по тихому тем же натовцам.
Сань, Украину и не надо было ни о чем спрашивать. Елбону пообещали заморозить активы семьи, и он дал команду отвести войска
Страницы: Пред. 1 2

Яндекс цитирования liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Все права на материалы, используемые на сайте, принадлежат их авторам.
При копировании ссылка на desantura.ru обязательна.
Professor - Создание креативного дизайна сайтов и любые работы с графикой